Сопровождение ребенка с РАС в условиях ДОУ. Практики с доказанной эффективностью.
С каждым годом детей с расстройством аутистического спектра (РАС) становится все больше. Эту тенденцию уже ощутили все специалисты. Адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации. Для успешной интеграции детей с РАС необходимы специальные образовательные условия, которые позволят этим детям получить доступ к образованию. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни.
·В связи с высокой частотой встречаемости аутистических расстройств вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом ДОУ крайне велика.
·Расстройства аутистического спектра представляют собой неоднородную группу. Степень выраженности тех или иных нарушений варьирует от относительно незначительных до грубых, приводящих к тяжелым проблемам адаптации.
·Адаптация детей с РАС затруднена из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.
·Ребенок с аутизмом нуждается в специальных условиях в ДОУ. К таким условиям относятся:
- Компетентность персонала (знают и учитывают особенности детей с РАС, знают и используют методы, позволяющие развить навыки, устранить нежелательные формы поведения).
- Организация среды, позволяющая компенсировать отсутствующие навыки. Необходимо направлять усилия на адаптацию ребенка к социуму, а с другой, –адаптировать среду к особенностям и потребностям самого ребенка.
- Командная работа (специалисты разного профиля, родители).
-Дополнительные ресурсы (малая группа, постепенная интеграция, тьютор и пр)
В 2020-2021 году в детском саду открыты 2 группы для воспитанников с расстройством аутистического спектра.
Интенсивный образовательный процесс в группах направлен на максимально возможную подготовку ребенка с РАС к интеграции в школьное образовательное учреждение.
Работа в группах имеет ряд принципиальных отличий и особенностей:
● специфичная организация окружающей среды;
● четкая организация и структурирование;
● преимущество обучения коммуникации и коррекции нежелательного поведения.
Обучение включает применение передовых подходов и техник, доказавших свою эффективность. Коммуникативная система PECS (коммуникационная система обмена изображениями), стратегии, основанные на поведенческом подходе, визуальная поддержка и специальная организация окружающей среды используются не только за рубежом, но и являются признанными министерством образования РФ.
Благодаря Фонду «Обнаженные сердца», педагоги имеют возможность постоянно обучаться и улучшать свою профессиональную компетентность, участвуя в стажировках и иных мероприятиях в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, г. Логан, США.
Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС (из опыта работы педагогов)
Программа «Ранняя пташка»
«Ранняя пташка» (англ. EarlyBird) – это программа помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с РАС и недавно узнавшим о диагнозе своего ребенка.
Основная цель программы – помочь маленьким детям с аутизмом через обучение родителей
Во время занятий с квалифицированными специалистами их учат понимать особенности поведения ребенка и использовать эффективные стратегии для того, чтобы развивать коммуникацию, игру, мотивацию и самостоятельность малыша. Программа также помогает родителям эффективно справляться с повседневными трудностями (например, с едой, сном, страхами, истериками, агрессией).
Программа "Ранняя пташка" проводится в детском саду с 2017 года. Обучение по программе прошли 40 семей, воспитывающих ребенка с аутизмом.
На что обратить внимание или “красные флажки” аутизма, как проявляются симптомы РАС у детей раннего возраста
Обратите внимание: аутизм (ссылка)
|